Спасская ярмарка в Елабуге


История ярмарки

Еще в 18-19 веке, Елабуга была одним из немногих городов Российской империи, которые могли похвастать проводимыми у себя ярмарками. Шумные, веселые и, естественно, прибыльные для купцов, ярмарки проводились в Елабуге городе несколько раз в год, но самой известной и массовой была Спасская ярмарка, проводимая с 15-26 августа.

Спасская ярмарка, проводимая с 15 по 26 августа была приуроченная к престольным праздникам в честь Всемилостивейшего Спаса, и была известна и популярна не только у жителей Елабуги и близлежащих городов, но и привелкала купцов и гостей из всех уголков России.

На время проведения ярмарки, весь город становился большой, яркой и веселой ярмарочной площадью, а сама ярмарка считалась одним из важнейших общегородских праздников. Все от мала до велика спешили на ярмарочную площадь: кто товара прикупить, а кто просто поглазеть. Елабужская Спасская ярмарка становилась на определенное время не только торговым, но и культурно-просветительным центром города. Народные гулянья с традиционными оркестром, колоколами, каруселями, акробатами, фокусниками и танцорами придавали ярмарке яркость и ощущение своеобразного праздника.

Проводилась Спасская ярмарка первоначально на Соборной площади. Сейчас невозможно указать точную дату начала проведения Спасской ярмарки ввиду отсутствия архивных данных. Но по архивным материалам, доподлинно известно, что в 1818?г. несколько елабужских купцов и мещан самовольно, без соответствующего разрешения городских властей начали строительство деревянных торговых лавок на восточной стороне площади Спасского собора. Так же известно, что власти города вмешались в «строительный произвол» и только купцам А.?Я. Замятину и В.?К. Фирстову разрешили выстроить 4 каменные лавки в соответствии с разработанным в 1815?г. губернским архитектором Н.?В. Андреевским проектом торговой обстройки площади.

Следуя генеральному плану Елабуги 1846?г., на северной стороне Соборной (Спасской) площади, вдоль Покровской улицы, переименованной в Большую Покровскую, купцами Стахеевыми для удобств торговли на Спасской ярмарке в 1850-1854?гг. был возведен восточный корпус каменных торговых лавок, а в 1865-1868?гг. — западный.

На Спасскую ярмарку товары привозились из 86 городов России. Сюда везли стеклянную и фарфоровую посуду, мануфактуру, знаменитые оренбургские пуховые платки, кустарные изделия… Так, из Казани везли обувь и меха, а также готовое платье, из Павлова (Нижегородская губ.) — кустарные скобяные и железные изделия. Ну и, конечно же, доминировали на ярмарке местные ремесленники. О масштабах ярмарки красноречиво говорят следующие цифры: в 1873?г. на ярмарке было представлено товаров на 120?700 руб, а продано на 95000 руб. Примечательно, что в указанном выше 1873г. в Елабуге торговых людей было больше, нежели в столице Вятской губернии — Вятке.

Спасская ярмарка в Елабуге

Со временем Спасская ярмарка расширялась, и вскоре ей стало тесновато собственно на Спасской площади. В 1895г. Спасская ярмарка была перенесена за город, за винные склады (район, где располагается сегодня школа №?5). Данные на 1905?г. свидетельствуют, что товара на ярмарке было представлено на 200000?руб, а продано — на 80000?руб. По ценам того времени это огромный оборот. Судите сами, в 1905?г. корова стоила 25?руб., 1 фунт пшеничного хлеба стоил 4?коп., фунт соли — 1-4?коп., фунт сахара — 15?коп.

Революция 1917?г. и последовавшая за ней гражданская война — напомним, что в период с 1917 по 1919?гг. Елабуга познала и красный, и белый террор, в итоге торговый люд как класс просто исчез — поставила на Спасской ярмарке крест. Но уже весной 1921?г. в уже Советской России Х съезд РКП (б) принял решение сменить политику «военного коммунизма», проводившуюся в годы Гражданской войны, на новую экономическую политику (НЭП). Цель НЭПа — восстановление народного хозяйства, разрушенного гражданской войной, и последующий переход к социализму.

Именно при НЭПе стало очевидным, что без ярмарок не обойтись, и в 1922?г. в Елабуге была открыта первая при Советской власти ярмарка. Проводилась она уже на площади Революции (бывшая Тюремная площадь перед тюремным замком, — прим. авт.), там, где сейчас перед филиалом ЕГПУ (здание техфака) разбит Комсомольский парк. Перенос ярмарки на другое место был обусловлен тем, что на прежней ярмарочной площади все торговые помещения были разрушены (кроме комплекса Торговых рядов). В 1922-1923?гг. на площади Революции были выстроены два балагана и четыре корпуса торговых рядов. В 1927?г. на Спасской ярмарке, открывшейся 28 августа и продолжавшейся 8 дней, были представлены 2 государственные торгующие организации, 6 кооперативных, 2 артели и 191 — частная. Вот лишь неполный перечень городов-участников Спасской ярмарки в Елабуге в 1927?г.: Кунгур, Пермь, Свердловск, Ижевск, Сарапул, Нижний Новгород, Кукмор, Набережные Челны, Вятка, Симбирск, Семенов, Павлов, Кострома, Самара.

Везли мануфактуру и галантерею, кожаную обувь и валенки, кондитерские изделия, скобяные изделия, посуду, фрукты и даже сельскохозяйственные машины. Именно 1927?г. стал самым удачным по обороту годом: товара было тогда продано на 103200?руб. при привезенном на 204236?руб. Детвора лакомилась мороженым и знаменитыми елабужскими фигурными пряниками, которые ничем не уступали широко известным тульским пряникам.

Спасская ярмарка просуществовала в Елабуге вплоть до 1940?г., после окончания Великой Отечественной войны ярмарка больше не проводилась. Но с 2008 года, Елабуга возродила свою древнюю и очень интересную традицию — Спасскую ярмарку. Теперь, ежегодно, в августе Елабуга приглашает продавцов и покупателей, мастеров прикладного искусства, туристов и горожан на свои ярмарочные площади. В рамках ярмарки проводятся различные культурные мероприятия,  например такие как фестиваль колокольного звона в Елабуге, выступления народных коллективов и ансамблей.

По словам организаторов, лишь за субботу 3 августа ярмарку посетили не менее 50 тысяч человек. Против обыкновения, ажиотаж начался еще в пятницу – уже в этот день на Шишкинских прудах было непривычно многолюдно. В субботу в буквальном смысле слова «яблоку было негде упасть». На ближайших к прудам улицах не то что негде было парковаться, невозможно было даже проехать. На въезде в город машины шли плотным потоком, т.к. рядом с Елабугой расположены 2 крупных города Татарстана — Набережные Челны и Нижнекамск.

В этом году на Спасской ярмарке участвовали более 860 мастеров.

Посетил Спасскую ярмарку и я. Предлагаю посмотреть фотоотчет и окунуться в эту атмосферу праздника.

Место проведения

спасская ярмарка 2013

спасская ярмарка 2013

спасская ярмарка 2013

 Главная сцена

спасская ярмарка 2013

спасская ярмарка 2013

Шишкин взирает на ярмарку свысока

спасская ярмарка 2013

Народная тропа на ярмарку…

спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

 Товары

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013


Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Ножи из Златоуста

Спасская ярмарка 2013

Нож из златоуста

Спасская ярмарка 2013

Художественная ковка

Спасская ярмарка 2013

Мечта Мастера ключей из Матрицы))

Спасская ярмарка 2013

Ну куда же без котиков

Спасская ярмарка 2013

Гжель

 Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Цацки (финифть)

Спасская ярмарка 2013

Наконец-то… Нанотехнологии в действии.

Напоследок — сладкое

Такого количества меда в одном месте я никогда не видел. Осы от счастья кидались прямо в бочки с ним и там умирали сладкой смертью.

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Архангельские пряники — козули

Купил детям вот такие именные пряники из Архангельска и московский пряник с Пасхи.

Козули — это северные пряники (печенье), вид народных промыслов в Архангельской области. Они выпекаются к Новому году и являются традиционным угощением к праздничному столу. Их принято дарить колядовщикам и преподносить друг другу в новогодние праздники наряду с обычными подарками[1]. Ранее козули выпекали с использованием только северных трав, за счет которых достигалась возможность длительного хранения пряников, но после широкого распространения корицы и гвоздики истинный северный рецепт козуль был утерян.

ИСТОРИЯ  И ЗНАЧЕНИЕ СЕВЕРНЫХ КОЗУЛЬ

Название «козуля» мне всегда казалось немного странным и ассоциации вызывало почему-то со словом «узор». Причем больше не по звучанию, хотя, похоже, а по виду. Витые линии, замысловатые рисунки, которые выводились на козулях, складывались в узор или даже в письмена. В них можно внести свой смысл, ускользающий уже в момент проведения линии и постановки черточки и все равно остающийся в произведении. Не все ли равно на чем рисовать? Чем бумага или холст лучше пряника? Картина на листе радует глаз, а пряник? Вот именно!

Впрочем, если придерживаться общепринятого мнения, то название «козуля» несколько неблагозвучное. И относится оно к фирменным или традиционным пряникам, которые, по крайней мере, уже полторы сотни лет пекут поморы. Такую выпечку в деревнях называли «козами», «коровками» и другими именами рогатого домашнего скота. Но, возможно, название «козуля» — от косули — красивого и грациозного животного, иначе — оленя. Так что «козули» — название во многом условное. Корни, естественно, у традиции языческие. Обрядовое печенье, что-то вроде аналога жертвенного козленка. Считалось, что выпечка фигурок животных и птиц будет способствовать богатому урожаю, а козы и коровы принесут хороший приплод, семья проживет год здоровой и благополучной. Пряники ели не только сами с чаем, но и скармливали домашнему скоту, руководствуясь принципом: больше отдашь — больше вернется. Магия, одним словом. На Руси первые пряники, называемые тогда «медовым хлебом», появились около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять местные травы и коренья, а в XII — XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезенные из Индии и Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Если подходить с гастрономической точки зрения, козуля — это фигурный, глазированный пряник. Что-то есть в нем от восточных лакомств — это от корицы, которая непременно добавляется в тесто. А еще гвоздика, имбирь. Хотя на Востоке ничего подобного не придумали.

По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника с традиционным обрядом украшения елки и раздаривания сладких гостинцев детям и подарков родне и знакомым «на счастье» в новом году.

Особенно берегли старинные формы. До сих пор потомственные мастерицы пользуются ими или их копиями, благодаря чему сохранили древнейшие мотивы изображений и особенности стиля старых пряников. Обобщенный выразительный силуэт передает самое характерное в фигуре — человек обычно изображается в фас, животное — в профиль. Изображения монументальны, замкнуты, статичны. Внизу — обязательная полосочка «земли», скрепляющая хрупкий материал. Такой пряник удобно взять в руки, его можно поставить. Этого требовал обычай — сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видном месте — в красный угол, на полку с посудой или в буфет. Кстати, об обычаях. Немало их было связано в старину с новогодними пряниками. Как и многим другим изделиям из теста, им приписывали магические свойства.

«Кто даст пирога — тому — двор живота, а кто даст рогушек — тому — двор телушек! — распевали колядующие ребятишки и славили праздник и хозяев дома. А тем в ответ приходилось «отдариваться»: заранее приготовленные для этого случая козульки уже красовались на столе».

Подобные обычаи известны и у других славянских народов и восходят к древнему обряду встречи нарождающегося солнца. Многие старинные северные предания говорят о том, что дневное светило возвращается весной в виде коня или оленя. Вот откуда в народных сказках золотая грива коня и золотые рога оленя — они символизируют свет солнца, дающего жизнь и тепло. Конь, олень, птица, женская фигура — главные «персонажи» пряника, обладающие магическими свойствами. Интересно, что еще в 20-30-е годы ХХ  века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения.

Козули хранились весь год до следующего Рождества, а потом лепили новые. Если они ломались, их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице, – и это тоже характерно для обряда  жертвоприношения. Есть в этом и очень бережное отношение к хлебу. Раньше козули ставили на божницу перед иконами, давали каждой фигурке имя, чтобы у хозяина в доме было счастье. Каждой, кто видит нашу рождественскую козулю, искренне недоумевает и живо интересуется, из какого материала она сделана, чем она обработана, как обжигается… И очень удивляется, узнав, что эта игрушка из теста выварена в кипятке и выпечена в печи. Удивляется, что все так просто. Дa это просто на вид, незатейливо, а на деле требует большого терпения и уважения к народным традициям. И это все еще не все. В народе есть негласное правило, как бы свой «секрет ремесла»: у мастера и мастерицы должна быть легкая рука, чистая душа и добрые мысли. Женщина берется за тесто только чистой телом и в хорошем настроении, с желанием «катать  козули».

В некоторых поморских семьях и сейчас верят, что злому  человеку с мрачными мыслями, темными делами «тесто не дается», козули не получаются, да у него в деревне не возьмут. Такому человеку делать козули – только себе вредить. Месили тесто в основном мужские руки – был в этом особый смысл, ведь мужской дух отгоняет злые силы от творения теста.

Архангельские козули

Развлечения

Какая ярмарка без представлений!? Было и здесь на любой вкус и кошелек, а то и бесплатно.

Спасская ярмарка 2013

Ангри бердс

Спасская ярмарка 2013

Кидание в воду мальчика в шаре

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

А Дейви Джонс знает?

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Спасская ярмарка 2013

Т.к. еда одно из развлечений — то ее тоже было достаточно. Хотя кое-где были очереди, например за узбекским пловом.

спасская ярмарка 2013

спасская ярмарка 2013

И я там был, мед без пива пил))). Также в конце — небольшое видео, чтобы проникнуться духом ярмарки.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Оцените эту запись)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифру (Enter the number) *