Свобода совести — правовая гарантия развития паломнического туризма в Украине


В статье освещаются некоторые аспекты современного состояния правого обеспечения свободы совести в Украине в контексте рассмотрения принятия изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», подчеркивается значение правовых основ свободы совести как гарантии развития паломнического туризма в Украине. 

Конец второго-начале третьего тысячелетия войдет в историю человечества с нерешенными и крайне заостренными экономическими, политическими, этноконфессиональными проблемами. Религиозный экстремизм, исламский фундаментализм возникают не только в отдельных странах, а стали реальной угрозой мирового мира и международной безопасности. Формированию мировых туристических потоков не могут не угрожать как общемировые, так и в рамках одного государства межконфессиональные конфликты, которые давно уже переросли рамки одномерного, сугубо религиозного явления и стали чрезвычайно серьезным фактором политической и социальной жизни, локальных войн (речь идет об арабо-израильском, ливанский, афганский, чеченский конфликты). В результате этнических религиозных конфликтов целые страны и регионы закрываются для международного туризма. За 20 лет независимости в конфессиональной среде Украины произошли существенные сдвиги количественного и качественного порядков. Прежде всего речь идет о масштабном развитии институциональной сети вероисповедных организаций, рост публичного авторитета церквей, активизацию религиозных общин на ниве социального служения, деидеологизации государственной политики относительно религиозно-церковной сфере, возможность граждан свободно удовлетворять свои конституционные права на свободу совести и вероисповедания и т.д. Одновременно в Украине, к сожалению, существуют межконфессиональных недоразумения и споры. Обычно они связано с усложнением реституции церковной собственности и имущества, местами с регионализацией и политизацией конфессионального среды, имеет место несовершенство действующего законодательства о свободе совести и религии и т. п. Фактически все эти проблемы остаются актуальными на текущий момент, а их урегулирования зависеть от темпов эволюции и осовременивания национальной модели государственно-церковных отношений. Проблемы свободы религии, а тем более свободы совести, в современном мире именно в их глобальном измерении в конкретных проявлениях в том или ином государстве является сегодня чрезвычайно актуальным в теоретическом и практическом отношении и, в частности, создании благоприятных предпосылок и возможностей для развития как отечественного, так и международного паломнического туризма в Украине. Теоретические исследования свободы совести и анализ практического воплощения законодательно-правовых актов о свободе совести и религиозных организаций осуществляют такие ученые, как Ю. Богуцкий, Еленский, Колодный, П.Ганулич, С.Головащенко, А.Саган, Л.Филипович, П.Яроцький и другие. Паломничество, как культурное явление становится предметом рассмотрения во второй половине ХХ в. В настоящее время осуществляется исследование паломничества в разных аспектах. История паломничества рассматривается А. Александровой, М. Биржаков. Вопросам классификации и типологии паломничества посвящены труды М.Мюллера, Т.Христова, А.Бабкина. О.Любицевои, С.Романчик, П.Яроцького, которые в своих научных трудах рассматривают вопрос паломничества как вида туризма. Однако достаточно, на наш взгляд, уделено внимание проблеме свободы совести как гарантии перспективы развития паломнического туризма в Украине.

Цель статьи — осветить некоторые аспекты современного состояния правого обеспечения свободы совести и религиозных организаций в Украине, выяснить сущность паломнического туризма и его структурные признаки, определить дальнейшие возможности развития в Украине паломнического туризма. В результате многовекового исторического развития Украины сейчас является многонациональной и многоконфессиональной государством. По статистическим данным религиозная сеть Украины представлена 55 вероисповедными направлениям, в рамках которых действует 35861 религиозная организация, в том числе 34235 религиозных общин, 88 центров и 274 управления 459 монастырей, 357 миссий, 78 братств, 200 духовных учебных заведений, функционирует 12762 воскресные школы. Более 97 процентов зарегистрированных на сегодня религиозных общин в Украине являются христианскими. Примерно половина из них православной традиции. Остальные почти поровну делят католики и протестанты. Все эти конфессии прошли разный период своего развития, их деятельность отразилась на общественно-духовной жизни Украины, они совершили заметный вклад в сокровищницу отечественной культуры. Большинство из этих конфессий имеют свои святыни, святые места и реликвии, их представителями построен многочисленные памятники сакральной архитектуры (монастырские комплексы, скиты, храмы, часовни, молитвенные и др.).

В Украине существует правовое поле для функционирования и развития Церквей и религиозных организаций. Согласно статье 35 Конституции Украины каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Базовый Закон Украины «О свободе совести и деятельности религиозных организаций», принятый в 1991г., имеет демократический характер , в целом соответствует нормам международного права в сфере обеспечения права на свободу совести и сыграл важную роль в нормализации государственно-конфессиональных отношений в Украине.


В то же время, в течение времени, прошедшего с момента принятия Закона, в отношении общества к религии и Церкви, в церковно-религиозной ситуации, в межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений, в развитии украинского общества в целом произошли значительные изменения. Новый этап общественного развития, связанный с формированием гражданского общества и правового государства в Украине требует новых концептуальных основ государственно-конфессиональных отношений. Актуальность этих принципов обусловлена необходимостью совершенствования общих положений реализации права человека на свободу совести и партнерских взаимоотношений между государством и церковью (религиозными организациями ) в Украине. В современных условиях необходимо исходить из того, что принципы верховенства права и равенства граждан и их объединений перед законом является основой всех правоотношений в Украине в сфере обеспечения права на свободу совести и деятельности церкви (религиозных организаций). Самоидентификация украинского в плоскости географической, исторической, политической, культурной как европейского сообщества, стремление Украины интегрироваться в европейское объединенного гуманитарного пространства актуализируют возможности использования элементов опыта взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в разных странах Западной и Центрально-Восточной Европы при творения современной национальной модели государственно-церковных отношений в Украина. На уровне объединенной Европы утвердилась позиция, кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений наиболее оптимальная для демократических обществ, поскольку максимально гарантирует право индивида и сообщества на свободу совести и вероисповедания, позволяет религиозным организациям в полной мере раскрыть собственное общественное назначение. Не случайно, идея дальнейшего развития партнерских отношений между властными и политическими институтами, с одной стороны, и церквями и деноминациями — с другой, является сквозной в ряде резолюций и рекомендаций Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Среди них уместно отметить Рекомендацию 1720 (2005) «Образование и религия», Резолюция 1510 (2006) «Свобода слова и уважение религиозных верований», Рекомендацию 1804 (2007) «Государство, религия, светское общество и права человека», Рекомендацию 1805 (2007 ) «Святотатство, религиозные образы и враждебные высказывания в адрес лиц в связи с их религией». На значимости гармоничного сосуществования государства и церкви отмечает также стратегический документ СЕ — «Белая книга по межкультурному диалогу», обнародованная в мае 2008 года. Во время весенней сессии ПАСЕ 12 апреля 2011 обратила внимание на необходимость утверждения межрелигиозного мира, выразила озабоченность по увеличению противостояний на религиозной почве. В результате ПАСЕ приняла Рекомендацию 1962 (2011) «Религиозный аспект межкультурного диалога». Членство Украины в Совете Европы побуждают осуществлять существенные шаги на пути развития отношений центральных и местных органов власти с религиозными организациями в соответствии с резолюциями и рекомендациями ПАСЕ. «И дело здесь не столько в том, — по мнению С.Головащенко, какой-либо степени мы «подобные ли похожи на Европу (ведь Европа тоже разнообразна) в каких-то конкретных институциональных проявлениях функционирования той самой «религиозной среды». Дело скорее в том, в какой мере украинское общество вместе с его религиозно-церковной составляющей объективно готово, если быть не «конгруэнтным» по определенным европейским институциональных проявлений упорядочения религиозной жизни, то по крайней мере быть «конгениальным» (реально, а не декларативно) по определенной системы ценностей в этой сфере. Ведь перспективы как общественного развития, так и политической эволюции в начале XXI века, как замечено аналитиками, концентрируются именно вокруг ценностей». В начале текущего года Президент Украины Виктор Янукович издал Указ № 24/2011 «О Плане мероприятий по выполнению обязанностей и обязательств Украины, вытекающих из ее членства в Совете Европы».Министерству культуры Украины было поручено в установленном порядке в Кабинет Министров Украины для последующего внесения на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция). Отметим, что еще в конце 2010 года Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), представители 9 христианских Церквей Украины и участники Круглого стола на тему государственно-церковного диалога обратились к Президенту В.Януковичу с призывом воздержаться от поспешного внесения изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» с целью сохранения существующего баланса в межконфессиональных отношениях и высокого уровня обеспечения религиозной свободы. В ответ на эти и другие оговорки в апреле 2011 года состоялась встреча Президента В.Януковича с религиозными лидерами Украины, во время которой Президент отметил высокий уровень сотрудничества между разными религиозными организациями, прежде всего в формате Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. в разработке новой редакции Закона «О свободе совести и религиозных организациях» и работе над проектом закона «О возвращении культовых зданий религиозным организациям». Президент подчеркнул, работа над указанными законопроектами ведется с учетом отечественных реалий, обязательств Украины перед Советом Европы и рекомендаций ее Парламентской Ассамблеи. «Я знаю ваши предостережения относительно упомянутых законопроектов. Поэтому я вас приглашаю и буду приветствовать участие в их разработке всех без исключения представителей всех конфессий и церковных организаций. Хотел бы четко заявить свою принципиальную позицию: каждый гражданин имеет право исповедовать свою веру. Государство не вмешивается в дела религиозных общин, относится к ним всем с уважением, а свои отношения с ними будет строить исключительно на действующей правовой базе. Так было, есть и будет », — сказал Президент. В свою очередь ВСЦиРО в своем обращении к Президенту Украины Януковича в области совершенствования законодательства о свободе вероисповедания отметила необходимым: — снять поручение Министерству культуры по разработке законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (новая редакция); — по согласованию с ВСЦиРО принять Концепцию государственно-конфессиональных отношений в Украине; — разработать и внести «точечные» изменения, согласованные с ВСЦиРО, в отраслевых законодательств, регламентирующих деятельность религиозных организаций в отдельных сферах общественной жизни. В контексте вышеуказанного совершенно очевидно, что Президент Украины В.Янукович и ВСЦиРО имеют разные подходы по совершенствованию законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Это одновременно должно привести к продолжению диалога между сторонами по поводу определенного вопроса. Вместе с тем, следует отметить настрой главы государства на достижение общего консенсуса по вопросу о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Таким образом, принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организации »должно способствовать устранению некоторых устаревших положений, противоречий, нечеткости формулировок и т.д. Новая редакция должна быть направлена ??на дальнейшее развитие партнерских отношений между институтами и религиозными организациями, что в свою очередь приблизит вхождение Украины в ЕС, а также, безусловно, положительно скажется на развитии международного туризма и паломнического туризма в частности. В условиях глобального кризиса мировой туристический рынок потерпел в последние годы заметных изменений негативного характера. По данным Всемирной туристической организации (UNVTO), в 2009 году совершили путешествие 800000000 человек. Для сравнения, в 2007 году число туристов составляло 900 миллионов человек, рост по сравнению с 2006 годом достигало 6,2%. Фактически результаты 2009 г. — это возвращение к показателям 2006 года. Государственный комитет статистики Украины также фиксирует в 2009 году снижение турпопотока на 20%. 2010 эксперты Всемирной туристической организации (UNVTO) считают годом быстрых темпов восстановления туристического сектора. Улучшение экономической ситуации в мире вызвало процесс восстановления международного туризма быстрыми, чем ожидалось, темпами. В 2010 году международные туристические прибытия выросли на 6-7% по сравнению с 2009 годом. При этом положительные тенденции роста были зарегистрированы во всех регионах мира. Количество международных туристских прибытий в мире достигло отметки 935 млн., что на 58 млн. превышает показатель 2009 г. и на 22 млн. — показатель предкризисного пикового уровня 2008 г. (913 млн.). Как и любая другая отрасль экономики, индустрия туризма сталкивается с усилением глобальной конкуренции, где растет число государств, которые привлекают туристов развитой системой историко-культурных и природных территорий, которые активно используются в туристской деятельности. Эта система включает национальные парки (природные, исторические, этнографические), исторические поселения, мемориальные места, достопримечательности оборонной архитектуры (крепости, замки) и т.д. Активно используется статус объектов Всемирного культурного и природного наследия, установленной на основе специальной конвенции ЮНЕСКО, подписанное более чем 150 государствами. В Украине под охраной государства находится более 160 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, 400 населенных пунктов постановлением Кабинета Министров № 878 от 26 июля 2001 года внесены в Список исторических населенных мест Украины. Список всемирного наследия ЮНЕСКО пополнили Софийский собор с архитектурным ансамблем в Киеве, Киево-Печерская лавра, исторический центр Львова. По данным Всемирной туристической организации, ежегодно совершают паломничество менее 200 млн. человек. С каждым годом в Украине также приобретает популярность паломничество. Ежегодно в ряды паломников вливаются сотни тысяч человек. Специфика паломничества определяется особенностями религиозного сознания верующих, что в свою очередь связано с характером вероучительные доктрины и культовой практики тех или иных региональных направлений.

Свобода совести - правовая гарантия развития паломнического туризма в Украине

Паломничество (от лат. Palma — пальма). Возникновение этого понятия связывают со словом «палома» — пальмовая ветвь, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса Христа. В современной научной литературе чаще встречаем такое определение паломничества. Паломничество — поход верующих к святым местам (места паломничества) в надежде получить божественную святость. Паломничество — явление духовной жизни человечества, определенная духовная потребность непосредственного общения с святынями. В большинстве религий паломничество играет традиционную миссионерскую роль, способствуя утверждению религиозных истин в обществе. В настоящее время паломничество рассматривается в тесной связи с туризмом. Современных паломников можно условно разделить на две категории. Первая и, пока малочисленна, включает людей, как правило высокообразованных, хорошо ориентируются в реалиях церковно-общественной жизни, четко представляют себе цели и значение паломничества. Вторая категория паломников — люди, которые недавно переступили порог храма. Совершая паломничество, они руководствуются самыми источниками информации, в том числе рассказами других паломников, не всегда компетентными. По их мотивацию большое влияние оказывает характер подачи информации. С расширением сети туристических услуг к осуществлению паломнической поездки с целью поклонения как собственным духовным святыням, так и святыням других народов и культур вовлекается все большее количество туристов. Это повлияло на развитие и формирование современной теории туризма (туризмологии), согласно которой разнообразие религиозных святынь, духовных центров и разнообразных духовных школ рассматривается как достояние всего человечества. Как отмечают ее исследователи, в большинстве случаев трудно установить четкую дифференциацию мотивов, побуждающих человека XXI века совершать путешествие к религиозным святыням. Основой же такой мотивации возникает, прежде всего, духовная потребность. Паломническая традиция является тем объективным основанием, на котором развивается сейчас и постепенно набирает распространение религиозный туризм в Украине.Отдельные научные работники не различают понятий «паломничество» и «религиозный туризм» как тождественных по сути но отмечают, что между ними есть разница, которую можно определить по мотивации путешествующих: в первом случае — это, духовная миссия, которая побуждает человека к путешествию, во втором приваливают познавательная цель, усиленная духовной миссией.

В Украине издавна принимали паломников в ее святых местах и украинские паломники посещали святые места в далеких от нее землях. Это не был туризм в современном понимании этого полифункционального явления. Но в нем уже были заложены коммуникативные, информативные, интегративные, социальные и другие функции туризма. В разных регионах Украины сохранились историко-культурные памятники христианства, ислама, иудаизма и других религий и этносов. Регионами активного международного паломнического туризма могут быть, например, город Умань, связанный с историей хасидизма в Украине. Что касается г. Умани, Черкасской, то хотелось бы подчеркнуть, что его знают благодаря тому, что на его территории расположен известный далеко за пределами Украины Национальный дендрологический парк «Софиевка», а еще в Умани похоронен цадик Нахман — духовный наставник брацлавских хасидов — одного из течений иудаизма. Ежегодно в сентябре на празднование еврейского Нового года (Рош-Га-Шана) к месту захоронения массово приезжают хасиды. Уже несколько лет подряд из двадцати стран мира прибывают сюда более двадцати тысяч паломников произнести молитвы ради своего, как они считают, очистки. Сложность заключается в том, что хасиды размещаются вокруг еврейской святыни (два гектара), которая для этого совершенно не приспособлена . Для местных жителей (вблизи места захоронения находится спальный район города) такое соседство также создает множество неудобств. Недавно между правительствами Украины и Израиля подписано соглашение о безвизовом режиме, что существенно увеличит в ближайшие годы количество прибытий хасидов и соответственно осложнит ситуацию с паломничеством в Умани, если срочно не принять необходимые меры. Регионами международного паломничества могут стать Прикарпатья и Закарпатья, которые связаны с памятными местами народов, родственных с католицизмом, иудаизмом, Армянской церковью. Например, туристы-болельщики чемпионата по футболу «Евро-2012» получили еще одну возможность посетить уникальный уголок Тернопольщины — Зарваницкий духовный центр. В состав центра вошли гостиничный и спортивно-оздоровительный комплексы. Гостиничный комплекс включает четырехзвездочный отель на 200 человек и двухзвездочный отель на 300 мест. Спортивно-оздоровительный комплекс включает спортивный зал для всех игровых видов спорта со зрительскими трибунами на 1500 мест и плавательный бассейн на шесть дорожек длиной 25 метров. Предусмотрены и площадки под открытым небом для игры в волейбол, баскетбол, большой теннис, мини-футбол. Место для постройки таких комплексов, аналогов которым нет в Тернопольской области, выбрано не случайно, ведь Зарваница, известная целебным источником и появлением у него в XIII веке чудотворного образа Богородицы. Это — одна из величайших святынь христианского мира. Сегодня здесь действует мощный паломнический центр, который принимает многочисленные группы туристов, паломников из Украины и за ее пределами. Реализация этого проекта позволила создать необходимые условия не только для пребывания туристов-паломников. Это будет способствовать активному использованию рекреационный мощностей области в рамках проведения на базе нового комплекса научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, спортивных соревнований, в том числе и международного уровня. Итак, согласно данным местных администраций, среди святынь, которые пользуются наибольшим спросом среди паломников: Свято-Успенская Почаевская (Тернопольская обл.), Киево-Печерская (г. Киев), Святогорская Свято-Успенская (Донецкая обл.) Лавры и многие другие сакральных мест.

Свобода совести - правовая гарантия развития паломнического туризма в Украине

С каждым годом количество туристов, желающих посетить духовные и святые места Украины увеличивается с заметным приростом 10-15% ежегодно. Это объясняется как религиозным мотивам так и туристическим интересом. Но если раньше туристы готовы были спать в спальниках в больших залах храмов и монастырей, приняв участие в пеших походах, то сейчас турист требует гарантий безопасности для его религиозных предпочтений и значительно больше комфорта. Каждая страна мира делает все возможное для увеличения потока туристов , понимая, что на этом можно заработать и поднять престиж и авторитет государства.

Исследовав проблему свободы совести как гарантии развития паломнического туризма, можно сделать следующие выводы: 1) базовый Закон Украины «О свободе совести и деятельности религиозных организаций», принятый в 1991г., признан европейским сообществом как документ, который продемонстрировал вступление Украины в правовой, демократический, цивилизованный путь развития межконфессиональных отношений и сыграл важную роль в нормализации государственно-конфессиональных отношений в Украине. Международные эксперты по состоянию религиозной свободы в мире относят Украину к беспроблемных стран. Она находится в группе таких государств, как США, Канада, страны Западной Европы, где наименьшее количество ограничений, или нет никаких в праве человека в выборе религии, в праве индивидуально или совместно исповедовать ту или иную систему ценностей, совершать обряды, проводить миссионерскую работу, пропагандировать свою веру и т.п.

Новый этап общественного развития, связанный с формированием гражданского общества и правового государства в Украине требует новых концептуальных основ государственно-конфессиональных отношений, в формировании которых важное значение имеют независимые от государства межконфессиональные консультативные структуры: Всеукраинский совет Церквей и религиозных организаций , другие групповые конфессиональные объединения; 2) Диалог о внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» должен достичь следующих задач: — обеспечить в соответствии с Конституцией Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, других международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, реализацию каждым права на свободу совести, мировоззрения и вероисповедания, а также равенство всех перед законом, независимо от мировоззрения или вероисповедания; — определить права и обязанности государства и религиозных организаций в сфере свободы мировоззрения , вероисповедания и религиозной деятельности; — способствовать толерантному отношению и взаимоуважении между лицами, имеющими разное мировоззрение или вероисповедания, и между религиозными организациями различных вероисповеданий; — предотвращать возникающую конфликтов на почве мировоззрения или вероисповедания; — Свобода совести — правовая гарантия паломнического туризма, который является перспективным направлением международного и внутреннего туризма в Украине. С целью его дальнейшего развития, по нашему мнению, необходимо:

— создать Реестр туристических ресурсов, в который войдут все исторические, культурные, достопримечательности религиозно-паломнического туризма;

— разработать туристические маршруты и согласовать их с соответствующими конфессиями;

— обеспечить инфраструктурой места паломничества;

— усилить информационную поддержку (видеореклама на иностранных ТВ, пресс-туры иностранных журналистов, создание туристических центров при украинских посольствах, выпуск тематических материалов, путеводителей и т.д.).

Таким образом, все эти и другие меры, по нашему мнению, будут способствовать тому, что Украина может стать перспективной, безопасной и привлекательной страной для развития международного туризма вообще и религиозно-паломнического туризма в частности, ведь Украина традиционно была и остается толерантной этноконфессиональному страной.

В.Ф. Сергийко


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифру (Enter the number) *