Прокат автомобилей как прибыльный бизнес


В США, прокат автомобилей в сфере услуг является одним из крупнейших, приносящий доход в размере $ 20 миллиардов в среднем в год. Как же дело с этим сектором рынка обстоит в России?

Основная   цель данного исследования – анализ ситуации на московском рынке услуг аренды   автомобилей без водителя, выявление тенденций и перспектив его развития. В ходе   исследования были опрошены как простые автовладельцы – посетители сервисных   центров, салонов продаж и пунктов проката автомобилей, так и эксперты –   менеджеры компаний, предоставляющих услуги проката автомобилей, и журналисты   специализированных изданий, освещающих ситуацию на автомобильном рынке в   России.

Общая характеристика рынка аренды автомобилей в России

В целом российский рынок услуг проката автомобилей характеризуется экспертами как динамично развивающийся. Его рост оценивается примерно на 20 – 30% в год, а общий объем рынка – в 2–4 млн. долларов в месяц. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний в настоящее время составляет 1500 – 2000 автомобилей.

Рост рынка и, соответственно, спроса на услугу проката эксперты связывают в первую очередь с повышением уровня жизни в Москве, который сопровождается ростом деловой активности и притоком иностранного бизнеса в столицу. Стоит отметить, что рост спроса в нижних ценовых сегментах (автомобили экономического и среднего класса) значительно опережает темпы увеличения предложения в них. Такая ситуация усиливает конкуренцию в верхних ценовых категориях и провоцирует снижение цен на всем рынке, что в конечном итоге выгодно потребителям данных услуг. Вместе с тем рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер.
Эксперты полагают, что причиной этого является несколько обстоятельств:

  1. отсутствие у россиян сформированной культуры потребления услуги проката;
  2. низкая информированность об услуге аренды автомобилей и, как следствие, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (высокая ответственность в случае аварии, сложности с оформлением документов для получения машины и т.п.).

Однако, несмотря на развивающийся характер рынка и существование явного дисбаланса спроса и предложения, в последнее время конкуренция на рынке услуг проката автомобилей стала усиливаться. В первую очередь, наблюдается обострение конкуренции между компаниями, предлагающими в аренду отечественные автомобили, и компаниями, предлагающими в аренду иномарки.

Согласно экспертным оценкам, если 2-3 года назад крупные прокатные компании предпочитали работать с корпоративными клиентами, то в настоящее время основная борьба ведется уже за частного клиента.
Это связано со следующими обстоятельствами:

  1. увеличением спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов;
  2. тенденцией к уменьшению (или стабилизации) числа корпоративных клиентов.
    Обострение конкуренции уже привело к снижению уровня цен на услугу аренды автомобиля, и эксперты предполагают, что в перспективе на рынке возникнет олигополия, то есть он весь будет поделен между несколькими крупными игроками.Однако при весьма высоких темпах роста рынка проката автомобилей существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие:
  3. отсутствие в России сложившейся культуры потребления услуги проката;
  4. низкая информированность населения о существовании подобной услуги, ее доступности для «обычных» людей;
  5. недостаток квалифицированных менеджеров высшего звена даже среди крупных автопрокатных компаний;
  6. неэффективность работы саморегулирующих механизмов рынка со стороны крупных компаний (отсутствие барьеров против демпинга мелких компаний, предоставляющих услуги низкого качества и т.п.).

Таким образом, при всей динамичности и перспективности российский рынок проката автомобилей (основной объем которого приходится на Москву) слабо структурирован, его функционирование хаотично и мало предсказуемо, а саморегулирующие механизмы слабо эффективны. Однако имеющаяся тенденция к олигополизации может привести к более упорядоченному его развитию.

Основные компании – участники рынка аренды автомобилей в Москве

Прокат автомобилейНесмотря на то, что рынок проката автомобилей в России находится в состоянии развития, уже произошла его сегментация, обусловленная ориентацией компаний на разные целевые аудитории. В последние полтора года отмечена также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей – отечественного и иностранного производства. Прокатом отечественных автомобилей занимаются компании «Элекс-Полюс» и «Инком-Лада». Направление проката иномарок представляют несколько групп компаний:

  1. представительства международных прокатных компаний (Avis-Москва, Hertz Rent-a-car, Ольга-Sixt);
  2. официальные дилеры производителей мировых автомобильных марок («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС»);
  3. крупные российские компании, длительное время работающие на ранке проката автомобилей (Global National, «Гринлайн», «Скарлет»);
  4. малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей («А.М. Рент» и др.);
  5. в последние годы пункты проката автомобилей начали открываться при автотехнических центрах зарубежных автопроизводителей («Автоцентр Skoda»);
  6. отдельное место занимают компании, имеющие парк из дорогих и престижных иномарок и специализирующиеся на предоставлении конкретной услуги по обслуживанию различных торжественных мероприятий («Лимузин-сервис»).

При выделении лидеров на российском рынке аренды автомобилей в России использовались два основных критерия:

  1. Репутация, имидж компании (позиция и срок работы на рынке, известность торговой марки, профессионализм сотрудников, уровень качества предоставляемых услуг и обслуживания клиентов, возможность широкого выбора марок и классов автомобилей).
  2. Ценовые критерии: (стоимость услуги проката, сумма залога, наличие системы скидок).

В соответствии с данными критериями в число лидеров прокатного рынка (сегмент «иномарки»), по мнению большинства экспертов, входят «Рольф-Прокат», Hertz и «Европкар», каждая из которых занимает, по разным оценкам, от 10 до 17% рынка. В нижнем ценовом сегменте (прокат отечественных автомобилей) безусловным лидером является крупнейший официальный дилер ВАЗа – компания «Элекс-Полюс». Эксперты отмечают, что, несмотря на усилившуюся конкуренцию между участниками рынка, они заинтересованы в сотрудничестве и взаимодействии по ряду направлений:

  1. превентивные меры, направленные на борьбу с угонами автомобилей;
  2. проведение совместных рекламно-информационных кампаний в целях продвижения услуги проката автомобилей в целом;
  3. субаренда автомобилей или направление клиентов в другую компанию в случае отсутствия в наличии автомобиля требуемой марки или класса.
    Учитывая отмеченные тенденции, можно ожидать появления в самом ближайшем будущем мощного объединения прокатных компаний, заявкой на которое стало создание Ассоциации прокатных компаний России.
    Характеристики основных потребителей услуги проката автомобилей в России
    Основными потребителями услуг по прокату автомобилей в России являются две группы:
  4. корпоративные клиенты;
  5. частные лица.

Согласно результатам исследования, среди корпоративных клиентов наиболее востребованными видами услуг являются:

  1. аутсорсинг (полное транспортное обслуживание компаний). В Москве данную услугу предлагают лишь несколько ведущих прокатных компаний – «Рольф-Прокат», «Европкар-РУС», – однако, по мнению экспертов, в ближайшее время услуга аутсорсинга будет предложена еще несколькими компаниями;
  2. оперативный лизинг – долгосрочная аренда автомобиля на срок от 6 месяцев до 5 лет с последующим возвратом амортизированного имущества. Рост спроса на данную услугу резко увеличился в течение нескольких последних лет, однако наиболее выгодные условия по длительной аренде по-прежнему предлагают крупные компании – Hertz, Avis, «Рольф-Прокат» и др. Рост конкуренции в этом сегменте среди прокатных компаний приводит к формированию пакета дополнительных услуг, например, оформления водительских прав для иностранных клиентов, размещения рекламы арендатора на арендованных автомобилях и т.д.;
  3. услуги аренды автомобилей с водителем для оперативных поездок. Здесь отличительной особенностью поведения клиентов эксперты называют возросшие требования к качеству оказываемых услуг и готовность платить за это больше.
    В качестве основных мотивов, побуждающих частных клиентов обращаться в прокатные компании, отмечаются следующие:
  4. временное отсутствие собственного автомобиля – опрос реальных клиентов показал, что это самая многочисленная категория (более 43%); потребность в автомобиле в выходные дни, для отдыха (21%);
  5. потребность в автомобиле для служебных целей (13,4%);
  6. для удобства передвижения (5,9%);
  7. желание «познакомиться» с машиной для последующей покупки (2,5%; по мнению экспертов, этот мотив – на втором месте) и некоторые другие.

Среди частных клиентов прокатных компаний – иностранцы (бизнесмены, приезжающие в Россию по делам, туристы) и российские граждане. Последних, в свою очередь, можно условно разделить на представителей среднего класса (категория клиентов, чей доход, по оценкам экспертов, составляет более 500 долларов в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей (по мнению экспертов, интерес к услуге проката проявляют люди, имеющие доход на члена семьи от 250 долларов в месяц). Наличие последней категории говорит о наметившейся тенденции к распространению услуги проката автомобилей в российском обществе.

Критерии выбора прокатной компании для каждой категории частных клиентов различны. Иностранцы в значительно большей степени ориентируются на известность той или иной фирмы, ее репутацию на мировом и российском рынке. Поэтому для аренды автомобиля они предпочитают обращаться в крупные международные компании (Hertz, Avis). Многие из них бронируют машины заранее, до приезда в Россию, через представительства этих компаний в других странах.

Представители среднего российского класса отдают предпочтение компаниям, предлагающим напрокат более надежные автомобили и обеспечивающим высокое качество обслуживания («Рольф-Прокат», «Европкар-РУС»). Для этой категории клиентов несколько большее, нежели для иностранцев, значение имеет ценовой фактор. Массовый российский потребитель при выборе прокатной компании ориентируется главным образом на цены, предпочитая компании с самой низкой стоимостью аренды.

В конечном итоге, согласно экспертным оценкам, при окончательном выборе прокатной компании определяющими являются следующие факторы (без ранжировки по уровню приоритетности):

  1. количество автомобилей в парке прокатной компании;
  2. наличие автомобилей определенного класса и различных марок в парке прокатной компании;
  3. техническое состояние автомобилей;
  4. репутация прокатной компании;
  5. скорость оформления документов;
  6. наличие дополнительного оборудования в автомобиле;
  7. цена услуги.

Среди значительной части населения существуют различные опасения, в большой степени сказывающиеся на принятии решения об аренде автомобиля. Среди них:

  1. высокая ответственность клиента в случае ДТП, угона, актов «вандализма» третьих лиц (29,6%);
  2. трудности с оформлением документов на аренду (7,7%);
  3. неоправданно высокая стоимость услуги (4,6%).

Однако стоит отметить, что более 10% автовладельцев отметили, что при аренде автомобилей никаких проблем нет. Это – еще одно свидетельство постепенного распространения услуги и информации о ней среди российского населения.

Наибольшей популярностью у клиентов прокатных компаний пользуются автомобили экономического и среднего класса, на втором месте идут более солидные автомобили бизнес-класса и минивэны. А вот потребность во внедорожниках относительно невелика, что отчасти может объясняться высокой стоимостью аренды таких автомобилей.

Таким образом, основным потребителем услуги проката в России в настоящее время являются представители российского среднего класса, предпочитающие относительно недорогие, но качественные автомобили с набором дополнительных функций. При этом прослеживается тенденция к распространению услуги по аренде автомобилей среди массового российского потребителя.

Статья взята с сайта http://www.autodealer.ru

Прокатные ценности

Прокат автомобилейЗа прошедший год в Москве открылось сразу полтора десятка контор, зарабатывающих на прокате автомобилей. Годовой оборот этого рынка приближается к отметке 40.000.000 долларов США. Автомобильный прокат в России превращается из побочного для дилеров бизнеса в самостоятельную и вполне состоятельную индустрию. Автомобильный прокат «пошел в народ» три года назад: компания «Элекс-Полюс» (крупнейший на сегодня дилер АвтоВАЗа) начала сдавать в аренду отечественные автомобили. До этого момента прокат автомобилей был своего рода VIP-услугой. Ею пользовались в основном иностранцы, а автомобили сдавались в аренду с водителем.

«Ниша проката доступных отечественных автомобилей была никем не занята, – рассказывает генеральный директор «Элекс-Полюс прокат авто» Юрий Львов. – В столице тогда действовали всего два проката по демократичным ценам. У одной компании было три машины, у другой – около десяти. Соответственно, если бы вы позвонили в эти конторы, вас бы попросили подождать месяц-другой». Проект «Элекс-Полюс» стартовал с десяти автомобилей. Сегодня их в компании более пятисот.

По оценкам господина Львова, столичный парк прокатных машин (как отечественных, так и иномарок) насчитывает сегодня около 2000 единиц.

Для сравнения, в Америке в прокатных конторах около 2 млн автомобилей. О масштабах деятельности российских и западных компаний, занимающихся прокатом машин, красноречиво говорят следующие цифры: в прошлом году американская компания Avis заключила контракт с корпорацией General Motors на поставку 500 000 (!) автомобилей. В парках же крупнейших российских компаний, занимающихся прокатом иномарок («Рольф-Прокат», Hertz, «Европкар-РУС»), насчитывается примерно по 200 машин. На фоне транснациональных гигантов автомобильного проката российский рынок аренды автомобилей, мягко говоря, не впечатляет. Тем не менее у него есть одно неоспоримое достоинство – постоянный и весьма значительный рост.

В сентябре 2003 года компания «Рольф-Прокат» совместно с агентством «ИМА-Консалтинг» провела исследование рынка аренды автомобилей в Москве. История «Рольфа», входящего в тройку крупнейших в России автомобильных дилеров, началась в 1991 году именно с проката машин. Сегодня оборот этого холдинга составляет несколько миллионов долларов в год. Как считают специалисты «Рольф-Проката», последние три года рынок аренды автомобилей ежегодно растет на 20 – 30%. Его ежемесячный оборот составляет, по разным оценкам, от 2 до 4 миллионов долларов США. Участники рынка отказываются называть цифры, отражающие рентабельность прокатного бизнеса. Но, судя по числу и темпам открытия все новых и новых пунктов проката, игра стоит свеч. Московский рынок проката автомобилей далек от насыщения: летом и в выходные дни машину надо бронировать заранее.

По оценкам экспертов «Рольфа» и «Элекс-Полюса», прокатный автомобиль эксплуатируется минимум 280 дней в году. Средняя стоимость одного дня проката отечественного автомобиля («вазовской» девятки) составляет 30 долларов США. Таким образом, выручка с одного автомобиля в год составляет около 7.000 долларов США. Даже с учетом эксплуатационных расходов на второй год можно уже говорить о прибыли. Очевидно, что прокатный бизнес может приносить неплохие доходы.

Несмотря на «эмбриональное» состояние российского рынка автомобильного проката, уже произошла его сегментация. Каждая из компаний делает ставку на определенную целевую аудиторию. По национальному признаку: В последние два года бизнес по предоставлению в аренду автомобилей строго разделился: одни компании сдают в прокат машины отечественного производства, другие – специализируются исключительно на иномарках. Прокатом отечественных автомобилей занимаются компании «Элекс-Полюс», «Инком-Лада» и около десятка мелких прокатных контор. Прокат иномарок представлен несколькими группами компаний. Первая категория – российские фирмы, купившие франшизу у международных компаний: «Avis-Москва», Hertz Rent-a-car, «Ольга-Sixt». Вторая – прокатные компании, входящие в структуру крупных автомобильных дилеров: «Рольф-Прокат» и «Европкар-РУС» (является составной частью группы компаний «Гема»). Третья категория – независимые российские фирмы, длительное время работающие на отечественном рынке проката автомобилей: Global National, «Гринлайн», «Скарлет». Замыкают список малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей: «А.М. Рент», Delta rent-a-car и др. В последние годы пункты проката автомобилей начали открываться при техцентрах зарубежных автопроизводителей, например «Автоцентр Skoda». Их основная функция – предоставление машин на время ремонта своего автомобиля. Особое место занимают компании типа «Лимузин-сервис», специализирующиеся на обслуживании торжественных мероприятий. Среди фирм по прокату отечественных автомобилей пока один безусловный лидер – крупнейший официальный дилер ВАЗа компания «Элекс-Полюс». Ей принадлежит 80 – 85% рынка аренды отечественных автомобилей.

В число лидеров рынка проката иномарок, по мнению большинства экспертов, входят «Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и Hertz, каждая из которых занимает, по разным оценкам, от 10% до 17% рынка. Таким образом, первые позиции на рынке автомобильного проката занимают компании, являющиеся «дочками» крупных автомобильных дилеров (лишь Hertz не занимается продажей автомобилей). Преимущества этих фирм перед конкурентами очевидны: они получают автомобили от своих материнских компаний со значительными скидками, пользуются собственными базами по ремонту и обслуживанию автомобилей, их стоянки и офисы расположены на территории родственных дилерских центров. Впрочем, в «Рольф-Прокате» отметили, что они не пользуются подобными преференциями: фирма приобретает и ремонтирует автомобили на общих условиях, как крупный корпоративный клиент. Такова политика группы компаний «Рольф» в отношении любой компании. Успех Hertz можно объяснить ее давним присутствием на российском рынке и популярностью брэнда: до сих пор ни одна из крупных мировых компаний по прокату автомобилей не обратила пристального внимания на российский рынок. Все известные брэнды пока ограничивают свою деятельность в России сдачей в аренду торговой марки. Кому это надо?

Клиенты российских прокатных контор весьма специфичны. В отличие от европейских стран и Америки основные пользователи прокатных автомобилей – это не туристы и не бизнесмены. Как правило, машину на прокат берут москвичи или жители Подмосковья, временно оставшиеся без средства передвижения – их машина или в ремонте, или отдана жене на выходные, или они продали свой автомобиль и находятся в стадии поиска нового «железного друга». По словам Юрия Львова, более 85% клиентов его фирмы – это люди, проживающие в московском регионе. Именно поэтому руководство «Элекс-Полюс прокат авто» не видит смысла открывать свои офисы в аэропортах. Среди клиентов «иномарочных» прокатных контор процент иностранцев несколько больше, но и в этих компаниях доля клиентов-россиян за последние годы начала существенно расти.

 По результатам исследования компании «Рольф-Прокат», «доморощенных» клиентов, пользующихся ее услугами, можно условно разделить на представителей среднего класса (чей доход составляет более 1.500 долларов в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей – интерес к услуге проката сегодня проявляют люди, имеющие доход на члена семьи от 500 долларов в месяц. Наличие последней категории свидетельствует о наметившейся тенденции к популяризации услуги проката автомобилей. Крупные прокатные компании пока сосредоточились не на рекламе своих торговых марок, а на пропаганде самой услуги.

«Людям пока не приходит в голову решать свои транспортные проблемы, обращаясь в прокатную контору – говорит господин Львов. – Поэтому в большей мере мы продвигаем саму услугу «прокат авто», а уже потом название фирмы «Элекс-Полюс». В какой-то степени в этом случае мы льем воду и на мельницу конкурентов. Но сегодня надо внедрить идею автомобильного проката в массы, поэтому такую политику мы на данном этапе считаем оправданной».

Стоимость аренды автомобиля в России значительно выше, чем, например в Германии или США. Если за – 40 в Москве вы сможете взять на прокат лишь «вазовскую» девятку, то за эти же деньги в Германии вполне реально найти в прокатной конторе новый VW Polo. В США за те же деньги можно получить машину двумя классами выше. При этом ее прокатный пробег не будет ограничен, а за выезд в другую страну (штат) не придется доплачивать (у нас вояж даже в соседнюю область на прокатном автомобиле оплачивается дополнительно). Впрочем, нецивилизованные ограничения, которые вводят российские прокатные конторы для своих клиентов, объясняются спецификой местного рынка.

Так, одной из основных причин, тормозившей развитие бизнеса по прокату автомобилей, была криминогенная обстановка в стране. Сегодня, когда фирмы-арендодатели нашли возможность проверять клиентов по базе данных МВД, количество угонов и серьезных ДТП с участием прокатных машин снизилось на 50%. Крупные конторы, несмотря на усилившуюся конкуренцию, пытаются совместно решать возникающие проблемы. Недавно была создана Ассоциация прокатных компаний. Ей предстоит бороться с угонами автомобилей (путем обмена информацией о недобросовестных клиентах), проводить совместные рекламно-информационные кампании. Планируется даже переадресовывать клиентов в другую контору в случае отсутствия у фирмы – участника Ассоциации автомобиля требуемой марки или класса. Так что усилия игроков рынка по «демократизации» услуги проката автомобиля постепенно приносят свои плоды. Придет время, и на прокатных машинах «наши люди» будут ездить даже «в булочную».

Источник: www.ko.ru

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5,00 из 5)
Загрузка...